Главная : : Заболевания : : Урогинекология : : Гиперактивный мочевой пузырь

Консультация врача андролога

автор: к.м.н., доцент Касян Г. Р.

Врачебная работа требует огромного количества времени, усилий и энергии. Это заставляет врача в первую очередь обращать внимание неотложные, кризисные, состояния, представляющие угрозу жизни пациентов. Такой подход вполне понятен и объясним. Однако, занимаясь лечением тяжелых заболеваний, мы порой забываем о состояниях, которые хоть и не приводят к летальным исходам, но существенно влияют на качество жизни пациентов, ограничивают их ежедневную жизненную активность, приводят к социальной дезадаптации.

Одним из таких заболеваний является гиперактивный мочевой пузырь (ГМП). Пожилые пациенты не всегда обращаются к врачу по этому поводу, полагая, что это проявление возрастных изменений. Больные молодого возраста, страдающие ГМП, часто считают неудобным рассказать о своих проблемах, несмотря на то, что болезнь заставляет их порой полностью менять привычный образ жизни. Учащенное мочеиспускание, императивные позывы, частое мочеиспускание ночью и императивное недержание мочи – это основные проявления гиперактивности мочевого пузыря.

Болезнь ограничивает активность пациента. Постоянно возникающие позывы к мочеиспусканию заставляют больных находиться в непосредственной близости от туалета. В крайних проявлениях, эти больные заранее планируют свой маршрут передвижения и привязывают его к расположению туалетов. А, иногда, постоянный страх «не успеть дойти до туалета» при возникновении непреодолимого позыва к мочеиспусканию заставляет их полностью отказаться от выхода из дома.

В настоящее время существуют эффективные методы лечения гиперактивности мочевого пузыря, и роль врача в данной ситуации заключается в донесении этой информации до больных.

Считается, что ГМП – это комплекс симптомов, включающих в себя дисфункцию нижних мочевыводящих путей, основным проявлением которого является императивные, неудержимые, позывы к мочеиспусканию – так называемая ургентность.

ICS (International Continence Society) дает следующее определение ургентности: «ургентность – это внезапное и непреодолимое желание помочиться, которое невозможно отсрочить». Не смотря на такое определение, все же существует время, на которое больной может отсрочить мочеиспускание. Это время называется «временем предупреждения мочеиспускания». Чем короче этот промежуток времени, тем больше вероятность, что больной не сможет удержать мочу.

Императивное недержание мочи – это крайнее проявление ГМП. Недержание мочи может быть одним из проявлений ГМП, наряду с учащенным мочеиспусканием, проявляющейся как днем, так и ночью. Следует особо отметить, что не все больные ГМП страдают недержанием мочи, как и не у всех больных недержанием мочи имеется гиперактивность мочевого пузыря.