Главная : : Заболевания : : Урогинекология : : Цистит : : Хронический цистит

Консультация врача андролога

Хронический цистит включает много клинико-морфологических форм, которые гистологически характеризуются накоплением и постоянством клеток воспаления в собственной пластинке слизистой, часто сопровождаются в различной степени выраженности отеком и фиброзом, с изъязвлениями, гиперплазированным или метапластическим уротелием. Длительно текущее хроническое воспаление может привести к фиброзу, в который вовлекается мышечный слой, а иногда и паравезикальная клетчатка. К хроническим формам воспалительных заболеваний мочевого пузыря относятся фолликулярный, полипоидный, кистозный, железистый, инкрустирующий циститы и малакоплакия.

Кистозный цистит представлен гнездами Брунна, в которых в результате дегенеративных изменений центральнорасположенных клеток формируются мелкие кистозные полости. Частота выявления участков кистозного цистита в мочевом пузыре может достигать 60 %. Кистозная природа процесса обычно может быть распознана при цистоскопии по наличию полупрозрачных кист перламутрово-белого или желто-коричневого цвета; диаметр большинства кист не превышает 5 мм. При исследовании под микроскопом стенки кист выстланы уротелием или кубическим эпителием; кисты заполнены эозинофильной жидкостью, в которой часто выявляются элементы воспаления в небольшом количестве.

Железистый цистит относится к изменениям, развивающимся в процессе железистой метаплазии эпителия гнезд Брунна. Ряд исследователей ассоциируют интестинальный тип железистого цистита с увеличением риска развития злокачественных новообразований мочевого пузыря. Большая часть фокусов железистого цистита может быть обнаружена только при исследовании под микроскопом, иногда определяются и макроскопические изменения в виде возвышающихся над поверхностью слизистой оболочки узелков. В ряде случаев формируются полипоидные образования, которые при цистоскопии могут быть ошибочно расценены как опухоль. Микроскопически железистый цистит представлен расположенными в толще собственной пластинки железами, выстланными кубическим или цилиндрическим эпителием и окруженными одним или несколькими слоями клеток уротелия. Иногда железы содержат бокаловидные клетки, что позволяет говорить о железистом цистите с явлениями кишечной метаплазии. Экспериментальные исследования на крысах показали, что причиной железистого цистита является инфекция.

Фолликулярный цистит клинически может проявляться гематурией. Эндоскопическая картина слизистой оболочки мочевого пузыря кажется покрытой «узелками». Микроскопически собственная пластинка слизистой оболочки содержит лимфатические фолликулы с герминальными центрами. Фолликулярный цистит является вторичной реакцией на присутствие бактериального агента.

Полипоидный цистит – это обратимое экзофитное повреждение слизистой оболочки мочевого пузыря, воспалительной природы, характеризующееся нормальным или гиперплазированным уротелием и выраженным отеком собственной пластинки слизистой, имеющей признаки острого или хронического воспаления. Рассматривают полипоидный уретрит, полипоидный уретерит и полипоидный пиелит. По данным L. Spitale, J.J. Deangelis и N.M. Goble, частота встречаемости полипоидного цистита составляет 0,38 %, среди пациентов, перенесших катетеризацию мочевого пузыря, – 6 %. Предрасполагающими факторами развития полипоидного цистита могут являться длительная катетеризация мочевого пузыря, инфравезикальная обструкция, энтеровезикальная фистула, внутрипузырная химиотерапия, камни мочевого пузыря, доброкачественная гиперплазия простаты, лучевая терапия рака простаты, длительное дренирование верхних мочевых путей, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. После устранения травмирующего воздействия поражение слизистой мочевого пузыря исчезает в течение 6–7 месяцев. Полипоидный цистит может быть ассоциирован с кишечной метаплазией. Цистоскопическая картина полипоидного цистита описывается как формирование полипоидных и папиллярных выростов, ширина которых превалирует над высотой. При дальнейшем усугублении и распространении отека возникает буллезный цистит. В дифференциальной диагностике между полипоидным циститом и раком мочевого пузыря рекомендуется ориентироваться на то, что при раке ворсины в большей степени ветвятся и бывают более нежными, чем при воспалительном процессе. Инкрустированный мочевыми солями цистит связан с мочевой инфекцией, которая вызвана бактериями, растворяющими мочевину. Соли кальция формируют инкрустации в собственной пластинке и на поверхности слизистой оболочки. Патоморфологическая картина полипоидного цистита характеризуется наличием нормального или гиперплазированного уротелия, наличием признаков острого и хронического воспаления, реактивной уротелиальной атипией, отеком собственной пластинки слизистой с фиброзом и полнокровными сосудами. Полипоидный цистит, прежде всего, связан со стромальными реакциями, являющимися следствием воспаления и отека собственной пластинки слизистой оболочки, приводящей к формированию папиллярных или полипоидных структур, выстланных нормальным или гиперплазированным уротелием. Патологу необходимо помнить, что в случае, если диагноз уротелиальной неоплазии является сомнительным и заподозрен полипоидный цистит, нужно обратить внимание на анамнез заболевания, предположить наличие реактивного процесса, как реакции на химическое, механическое или лучевое повреждение слизистой мочевого пузыря.

Инкрустированный цистит ассоциирован с мочевой инфекцией, вызван микроорганизмами, образующими мочевину. Данные P. Rieu свидетельствуют о том, что эта форма цистита в 57 % случаев возникает у пациентов после внутрипузырной химиотерапии. Эпидемиология инкрустирующего цистита составляет от 0,5 до 7 %, по данным различных авторов. Проявляется дизурией и гематурией. Цистоскопическая картина характеризуется наличием инкрустаций (участков слизистой, покрытых солями). Тонкая пластинка слизистой при инкрустированном цистите пропитана хроническими воспалительными элементами, может включать гигантские клетки, лишена уротелия, что приводит к образованию язв. Соли кальция формируют инкрустации в собственной пластинке и на поверхности слизистой оболочки. В литературе, посвященной изучению этиологии инкрустирующего цистита, значительное место отводится Corynebacterium urealyticum. Это бактерия, входящая в ассоциацию микроорганизмов, колонизируемых кожу человека, может стать причиной инкрустированного цистита и пиелита [110, 250]. Дальнейшее изучение этой проблемы проводится в направлении роли нанобактерий в формировании инкрустированного цистита, однако этот вопрос остается спорным. Согласно исследованиям Rieu P., камни мочевого пузыря, причиной образования которых явилась мочевая инфекция, составляют 2-3 %.

Малакоплакия мочевого пузыря – редкое хроническое воспаление, при котором на слизистой оболочке мочевых путей образуются мягкие слабоокрашенные уплотнения, состоящие из макрофагов и лимфоцитов. Развивается у больных с недостаточностью функции макрофагов. Чаще всего поражает женщин среднего возраста, однако в мировой литературе описываются единичные случаи малакоплакии мочевых путей у детей. По данным J.J. Ballesteros Sampol, который провел ретроспективный анализ 614 пациентов с малакоплакией, установлено, что в 60,4 % случаев эта патология поражает мочеполовой тракт, чаще мочевой пузырь, и только в 11 % – мочеточник. Клинически проявляется гематурией и дизурией, возможно повышение температуры тела. Макроскопическая картина малакоплакии характеризуется появлением на слизистой желтоватых или буроватых, мягких, слегка «выбухающих бляшек» круглой или овальной формы. Бляшки могут лежать изолированно или сливаться друг с другом, иногда бывают окружены красным ободком полнокровной ткани. Малакоплакия может сопровождаться инкрустированным циститом. Микроскопически при этом выявляются ксантогранулематозное воспаление, макрофаги с пенистой цитоплазмой, содержащие тельца Michaelis – Gutmann, выявляемые при помощи окрашивания по von Kossa. Предполагается, что в основе процесса лежит сниженная способность макрофагов к лизису бактерий. Это может быть связано с уменьшением содержания циклического гуанозинмонофосфата в этих клетках. При развитии уретерогидронефроза процесс может привести к почечной недостаточности, необходимости нефростомии и гемодиализа. При одностороннем поражении верхних мочевых путей показана нефрэктомия, уретеронеоцистостомия. Для благоприятного прогноза очень важно вовремя поставить диагноз.