Главная : : Заболевания : : Общая и онкологическая урология : : Лечение рака предстательной железы

Лечение рака предстательной железы

Рак предстательной железы

Выбор способов лечения рака простаты определяется различными факторами, в их числе:

1. Возраст пациента.
  2. Сопутствующие заболевания.
  3. Стадии онкологического заболевания. Принципиально важным моментом становится локализация — определение, где находится опухоль (в пределах предстательной железы или уже за ними), есть ли метастазы.
  4. Серьезность побочных явлений, связанных с лечением рака простаты.

Существует множество способов, позволяющих лечить рак предстательной железы, однако наука не стоит на месте. Постоянно появляются инновационные технологии и методы лечения рака предстательной железы, дающие надежду пациентам и повышающие шанс на исцеление. Получить консультацию специалиста и подобрать индивидуальное лечение Вы можете записавшись на бесплатный прием.

Как лечить рак предстательной железы?

Лечение данного заболевания осуществляется с помощью различных методов:

1. Радикальная простатэктомия. Удаление предстательной железы является золотым стандартом лечения локализованного, не выходящего за пределы органа процесса. Последняя разработка — роботизированная простатэктомия да Винчи. Данный метод представляет собой малоинвазивное вмешательство, в процессе которого применяется 3D-визуализация и специальные роботизированные инструменты. Отличительные особенности — быстрое восстановление пациента и минимализация осложнений.
  2. Брахитерапия. Это лучевая терапия при раке простаты, которая проводится извне и изнутри.
  3. Гормонотерапия при раке простаты. Это не радикальный метод лечения, терапия направлена на уменьшение опухоли.
  4. Химиотерапия при раке простаты. Применяется для блокировки роста и развития раковых клеток.
  5. Выжидательная тактика.

Методы лечения выбираются врачом с учетом всех обстоятельств: необходимо максимальное воздействие на опухолевый процесс при минимальных осложнениях. Часто при раке простаты лечение состоит из комплекса вышеперечисленных методик или предполагает их последовательное использование, например, гормональное лечение рака предстательной железы вкупе с лучевым. Такой подход наиболее эффективен.

Бдительное ожидание

Данная тактика состоит в следующем: никаких методик, например, химио- или лучевой терапии, при раке простаты не применяют, а постоянно наблюдают за пациентом и контролируют его состояние. Регулярно выполняется УЗИ простаты, анализ крови на простатический специфический антиген (ПСА) — каждые 3 месяца или раз в полгода, а также биопсия — раз в год. Подобная выжидательная тактика подходит для тех пациентов, у кого рак простаты низкого риска (малый процент злокачественных клеток в биоптатах, неагрессивный характер роста опухоли по шкале классификации Глисона). Выжидание является весьма разумным решением при возможном превышающем пользу риске от проведенного оперативного лечения.

Хирургическое лечение

На данный момент самый эффективный метод, золотой стандарт терапии – это операция по удалению предстательной железы (радикальная простатэктомия). Удаление простаты вместе с окружающими тканями, при условии что опухоль не разрослась далее, позволяет надеяться на полное излечение пациента.

Современные хирурги прибегают к нескольким техникам выполнения операции: открытая операция, лапароскопическая и роботическая простатэктомия при помощи системы да Винчи. Традиционная простатэктомия предполагает серьезное вмешательство в организм, при этом опухоль вырезается полностью. Разрез делается над лобковой костью или в области промежности. Такой способ чреват тяжелыми последствиями, в том числе большой кровопотерей. Кроме того, сохранение нервных волокон, отвечающих за потенцию, в данном случае приводит к меньшему эффекту по сравнению с роботической простатэктомией. Более того, после открытого вмешательства у пациентов чаще развивается недержание мочи. При наличии роботической хирургической системы выполнение лапароскопического оперативного вмешательства смысла не имеет. Гораздо предпочтительнее простатэктомия да Винчи — точнейшая операция, производимая через небольшие проколы при помощи специального робота. Кровопотеря, болевые ощущения и негативные последствия сведены к минимуму. При этом, как правило, сохраняются нормальная половая функция и мочеиспускание.

Видео этапов робот-ассистированной радикальной простатэктомии с сохранением сосудисто- нервных пучков

1. выделение простаты из перипростатического жира
  2. выделение простаты и перевязка ДВК
  3. диссекция шейки мочевого пузыря
  4. выделение семенных пузырьков
  5. лигирование и пересечение ножек простаты
  6. выделение простаты с сохранением сосудисто- нервных пучков
  7. лигирование и пересечение ДВК и уретры
  8. наложение шва Rocco и формирование анастомоза

Лучевая терапия

Лучевая терапия может быть применена в качестве второго этапа лечения (при наличии рецидива после перенесенной операции) или как самостоятельный метод первичного лечения. Дистанционное (внешнее) облучение проводится с использованием специальных аппаратов, а внутреннее (брахитерапия рака предстательной железы) — посредством введения в простату радиоактивных микрокапсул. Брахитерапия чаще всего применяется тогда, когда радикальное хирургическое лечение невозможно из-за тяжелых сопутствующих заболеваний пациента. Негативным моментом является воздействие излучения не только на клетки опухоли, но и на здоровые ткани. Лучевое лечение может дополняться гормональным.

Гормональная терапия

Гормональная терапия нередко комбинируется с лучевой и чаще всего предшествует химиотерапии. Поскольку развитие рака стимулируют половые гормоны мужчин, снижение их уровня ведет и к уменьшению опухоли или замедлению ее развития. Есть 2 вида гормонального лечения рака простаты:

1. Удаление яичек (орхэктомия). Операция помогает сократить количество вырабатываемого тестостерона.
  2. Медикаментозная гормонотерапия при раке предстательной железы (по действию аналогичная хирургической операции) — применение антиандрогенов, блокаторов или аналогов ЛГРГ, эстрогенов и ингибиторов синтеза андрогенов. Гормональная терапия назначается курсами для предотвращения негативных последствий.

Однако так же, как и химиотерапия, гормональная терапия при раке простаты не может полностью его изцелить. Определяя, как вылечить рак простаты с наибольшей результативностью, врач комбинирует способы.

Химиотерапия

Химиотерапия при раке предстательной железы представляет собой использование препаратов, губительно влияющих на раковые клетки. Лекарства вводятся внутривенно или принимаются внутрь. Они разрушают опухоль вместе с метастазами, образовавшимися в других органах. Химиотерапия предписывается для лечения гормонорезистентного рака простаты, при послеоперационных рецидивах и распространенном раке. Это довольно «агрессивный» метод, поэтому его, как правило, не применяют при ранних стадиях заболевания. Химиотерапия может вызвать такие побочные явления, как выпадение волос, анемию, ослабление иммунитета и проблемы с пищеварением.