Главная : : Заболевания : : Общая и онкологическая урология : : Стадии рака предстательной железы

Стадии рака предстательной железы

Рак простаты может существовать в течение длительного времени, не сопровождаясь никакими симптомами. Но постепенно опухоль увеличивается в размерах, прорастает в соседние органы, дает метастазы в лимфоузлы и выделяет все больше токсических веществ.

Если опухолевый процесс находится в запущенном состоянии, врачу приходится прибегать к более радикальным методам лечения. Прогноз при этом всегда хуже. Поэтому важно понимать, насколько серьезно обстоит дело. С этой целью обозначают стадии рака предстательной железы.

Как устанавливают стадии рака простаты?

Существуют три основных критерия:

1. Уровень онкомаркера. Клетки простаты в норме вырабатывают небольшое количество простатического специфического антигена (ПСА). Это вещество является онкомаркером, так как при раке резко возрастает его выброс в кровь.

2. Шкала Глисона. Характеризует степень злокачественности опухоли. При биопсии, осматривая фрагмент тканей под микроскопом, специалист определяет степень дифференцировки клеток (чем она ниже, тем злокачественнее опухоль). Два образца оценивают по 5-балльной шкале, а затем результаты суммируют. Общая оценка может принимать значения от 2 до 10.

3. Классификация по системе TNM. T — распространенность опухоли. N — распространение в регионарные лимфоузлы. M — метастазы.

Они помогают правильно оценить, в какой стадии находится болезнь и назначить тот вид лечения, который будет эффективным.

1 стадия рака простаты: критерии

Т1N0M0, 6 или менее по шкале Глисона, ПСА<10 нг/мл:

• Опухоль небольшая, ее не удается выявить при пальпации и УЗИ.

• Злокачественное новообразование обнаруживается при биопсии.

• Опухоль расположена в предстательной железе и не разрастается в соседние органы.

• Отсутствуют метастазы в регионарных лимфоузлах.

• Нет отдаленных метастазов в других органах.

ТN0M0, 6 или менее баллов по шкале Глисона, ПСА<10 нг/мл:

• Опухоль можно выявить во время исследований. Она имеет довольно большие размеры, но занимает меньше 50 % предстательной железы.

• Злокачественное новообразование расположено в пределах простаты и не распространяется дальше.

• Отсутствуют метастазы в регионарных лимфоузлах.

• Отсутствуют удаленные метастазы в других органах.

При первой стадии рака простаты прогноз бывает наиболее благоприятным. К сожалению, часто пациенты из группы риска не проходят профилактические обследования, а на прием к врачу попадают тогда, когда опухоль находится на более поздних стадиях и сложнее поддается терапии.

Рак предстательной железы 2 степени: критерии

Стадия 2А

Т1N0M0, 7 баллов по шкале Глисона, ПСА<20 нг/мл либо Т1N0M0, 6 баллов или меньше по шкале Глисона, ПСА10 — 20 нг/мл:

• При исследованиях не удается обнаружить опухоль.

• Новообразование обнаруживается путем биопсии.

• Нет метастазов в регионарных лимфоузлах и нет отдаленных метастазов в других органах.

Т2а-2bN0M0, 7 баллов или менее по шкале Глисона, ПСА<20 нг/мл:

• Удается нащупать новообразование при пальцевом осмотре, оно видно во время УЗИ.

• Опухоль занимает по объему меньше одной доли органа.

• Отсутствуют метастазы в регионарных лимфоузлах и других органах.

Стадия 2В

T2cN0M0 (остальные показатели могут быть любыми):

• Опухоль довольно большая и выявляется при исследованиях (при пальпации и УЗИ). Имеет размер уже больше одной доли органа.

• Нет метастазов в регионарных лимфоузлах и соседних органах.

T1-2N0M0, по шкале Глисона — любой балл, ПСА>20 нг/мл либо T1-2N0M0, 8 баллов или более по шкале Глисона, ПСА — любой уровень:

• Опухоль может быть разных размеров, но она ограничена «территорией» железы.

• Нет метастазов в регионарных лимфоузлах и удаленных метастазов.

Рак простаты 2 степени характеризуется тем, что новообразование не растет в соседние органы и не дает метастазов. На этом этапе с ним все еще можно эффективно бороться. При раке простаты 2 степени прогноз для жизни чаще всего благоприятный. Применение современных лечебных методик позволяет добиться пятилетней выживаемости на уровне 80-90 % (количество пациентов, кто выживает в течение следующих 5 лет). Лечение рака простаты 2 степени осуществляют при помощи хирургических методик, химио-, гормоно- и лучевой терапии. Специалисты МГМСУ руководствуются современными стандартами, что позволяет добиваться высокой результативности.

Рак простаты 3 степени: критерии

T3N0M0 (остальные показатели могут быть любыми):

• Рак предстательной железы 3 стадии растет за границы органа. Чаще всего он распространяется на семенные пузырьки.

• При этом отсутствуют метастазы в регионарные лимфоузлы и другие органы.

Для 3 стадия рака простаты характерно отсутствие метастазов. Но опухоль уже не ограничена «территорией» органа, что усложняет лечение. Положение при раке простаты 3 стадии более серьезное, но все же удается вылечить большое количество пациентов.

Рак простаты 4 степени: критерии

T4, остальные показатели могут быть любыми.

В этом случае рак простаты 4 стадии распространяется не только на семенные пузырьки, он растет и на соседние органы.

N1, остальные показатели могут быть любыми.

Рак аденомы простаты 4 степени дает метастазы в регионарные лимфоузлы малого таза.

M1, остальные показатели могут быть любыми.

Рак предстательной железы 4 степени дает удаленные метастазы и в соседние органы. Это ситуация наиболее сложная, в этом случае обычно употребляют термин «рак простаты последней стадии». Множественные метастазы — финальный этап развития болезни. При раке простаты 4 степени прогноз наименее благоприятный: удается вылечить лишь 20 % пациентов.

Часто пациенты, не проходившие профилактические обследования, приходят к врачу впервые, когда уже развивается рак простаты 4 степени и все симптомы ярко выражены. Пациента беспокоят затруднения при мочеиспускании, боли, примеси крови в моче, общая слабость и истощение. При выявлении рака простаты 4 степени лечение назначается индивидуально, оно определяется особенностями опухоли и наличием метастазов.

Современное оснащение и большой опыт персонала МГМСУ позволяют проводить наиболее точную диагностику и назначать эффективное лечение на различных стадиях рака предстательной железы.