Опухоли мочевого пузыря

Опухоли мочевого пузыря - это широко распространенное заболевание. Заболеваемость в странах Европейского Союза составляет от 11,7 случаев на 100 тыс. населения в Ирландии до 24,9 случаев в Италии. В странах СНГ максимальные показатели зарегистрированы в Украине - 15,0, Белорусии - 14,0. В России этот показатель составляет 10,9 на 100 тыс. населения.

Увеличение распространенности опухоли мочевого пузыря, которое наблюдается во многих странах мира в последние 20 лет, является результатом влияния неблагоприятных факторов внешней среды, социально-экономических условий, а также особенностей демографических процессов, в том числе и старения населения.

Трансуретральная резекция (ТУР) мочевого пузыря - это эндоскопическая операция, которая выполняется с целью удаления опухоли (полипа) мочевого пузыря с последующим микроскопическим исследованием полученной ткани.

Почему ТУР?

По результатам предварительного обследования (ультразвуковое исследование, цистоскопия, компьютерная томография и т.п.) у Вас в мочевом пузыре обнаружена опухоль. Только морфологическое исследование (осмотр под микроскопом) удалённой во время трансуретральной резекции мочевого пузыря опухоли позволит установить окончательный диагноз и определить необходимость дополнительного лечения.

В чём заключается подготовка к трансуретральной резекции мочевого пузыря?

Для выполнения операции Вам придётся провести в урологическом стационаре несколько дней (от 3 до 10). Перед трансуретральной резекцей мочевого пузыря все пациенты должны сдать анализы крови (в том числе на сифилис, ВИЧ (СПИД) и гепатит) и мочи, выполнить электрокардиографию (ЭКГ), рентгеновское исследование грудной клетки.

Также больных осматривают терапевт и анестезиолог, который определяет вид анестезии (спинальная, внутривенная или общий наркоз). Вечером накануне операции выполняется очистительная клизма и проводится бритьё волос ниже пупка. С 0 часов того дня, на который назначена операция, не разрешается есть и пить. Утром в день трансуретральной резекции мочевого пузыря начинается антибактериальная терапия (внутримышечное или внутривенное введение антибиотиков).

Как проходит трансуретральная резекция мочевого пузыря?

Трансуретральная резекция мочевого пузыря - высокотехнологичное вмешательство. Во время операции пациент лежит на спине с разведенными и согнутыми в коленях ногами. Через наружное отверстие мочеиспускательного канала врач вводит в мочевой пузырь специальный инструмент - резектоскоп. Все манипуляции выполняются под контролем зрения. При помощи резектоскопа производится удаление («сбривание») опухоли и коагуляция (прижигание) кровоточащих сосудов.

При необходимости берётся биопсия различных участков стенки мочевого пузыря. Полученная ткань направляется на консультацию врачу-морфологу. В конце операции в мочевой пузырь через мочеиспускательный канал устанавливается катетер (полая латексная или силиконовая трубка, по которой вытекает моча в мешок-мочеприёмник).

Как протекает послеоперационный период?

Возможно, что после операции Вам будет установлена система непрерывного орошения мочевого пузыря (специальным раствором или фурациллином), когда промывная жидкость поступает по одному из внутренних каналов катетера в мочевой пузырь и выделяется по другому каналу наружу в мочеприёмник вместе с мелкими сгустками крови. Длительность функционирования такой системы определяется врачом и может составлять от нескольких часов до 2-3 дней.

Через 1,5-2 часа после операции при отсутствии тошноты и рвоты Вам можно пить (небольшими порциями; до вечера разрешается выпить примерно 1500 мл негазированной воды). Возобновить приём пищи можно, как правило, на следующее утро (иногда - вечером в день операции). В течение 7-10 дней после операции избегайте употребления солёных, жареных, копчёных продуктов, старайтесь пить не менее 2000-3000 мл жидкости в сутки (вода, чай, морс, сок и т.п.). В любом случае режим питания и приёма жидкости лучше уточнить у Вашего лечащего врача: возможно, что в связи с какими-либо имеющимися у Вас сопутствующими заболеваниями или особенностями операции врач даст рекомендации, отличные от вышеприведённых.

Антибактериальная терапия продолжается обычно 5 - 15 дней.

Удаление уретрального катетера проводится через 1 - 5 дней (в среднем - 2 суток). После удаления катетера моча может быть как светлая, так и с примесью крови. Вы можете мочиться часто, небольшими порциями, ощущать жжение и резь в уретре и промежности при мочеиспускании, сильные позывы к мочеиспусканию. Указанные явления обусловлены перенесённой операцией и обычно проходят в течение 7 - 14 дней.

Эпизоды появления примеси крови в моче могут сохраняться до 3-х недель, когда пациент, как правило, уже находится дома. В такой ситуации Вам следует увеличить объём употребляемой жидкости и избегать тяжёлой физической нагрузки, а если Вам кажется, что кровотечение носит угрожающий характер, немедленно связаться с лечащим врачом по телефону или (в ночные часы) обратиться в ближайший урологический стационар.

Заключение от врача-морфолога о результатах биопсии опухоли мочевого пузыря можно ожидать через 2-7 дней (в зависимости от того, где выполняется гистологическое исследование). Узнать результат биопсии и окончательный диагноз Вы сможете у Вашего лечащего врача.

В случае, если опухоль мочевого пузыря оказывается злокачественной, часто требуется проведение дополнительного лечения - инстилляций (вливаний) различных лекарственных препаратов в мочевой пузырь (т.н. «внутрипузырная терапия»), о чём Вы будете информированы дополнительно. В некоторых случаях врач может посоветовать ввести какое-либо лекарство в мочевой пузырь прямо на операционном столе, не дожидаясь морфологического ответа.

Каковы возможные риски и осложнения операции?

Любая операция, как впрочем, и наркоз, всегда сопряжена с определённым риском осложнений, в том числе опасных для жизни, связанных не только с Вашим заболеванием, но и с индивидуальными особенностями и реакциями организма, которые не всегда возможно предусмотреть.

Вероятные риски анестезии Вам разъяснит анестезиолог.

К осложнениям непосредственно опухоли мочевого пузыря и трансуретральной резекции относятся:

• Кровотечение, которое может потребовать переливания крови или проведения повторной операции;
  • Повреждение стенки мочевого пузыря или какого-либо органа брюшной полости, что делает необходимым незамедлительное выполнение открытой операции;
  • Мочевая инфекция (острый пиелонефрит, острый простатит, острый орхоэпидидимит, сепсис);
  • Формирование в дальнейшем стриктуры (сужения) мочеиспускательного канала;
  • Рецидив опухоли мочевого пузыря.

Как наблюдаться после операции?

В большинстве случаев после трансуретральной резекции мочевого пузыря Вы должны регулярно обращаться к урологу для выполнения контрольной цистоскопии (осмотр мочевого пузыря глазом при помощи специального инструмента в амбулаторных условиях) с целью своевременного выявления возможного рецидива опухоли. Первая цистоскопия проводится обычно через 3 месяца после операции; сроки последующих исследований целесообразно уточнить у Вашего врача.

На сегодняшний день в предупреждении рецидивов и прогрессирования опухоли мочевого пузыря эффективными оказались митомицин С, доксорубицин, а также иммуномодуляторы на основе вакцины БЦЖ.

Противоопухолевый эффект БЦЖ впервые описал Holmgren. В 1966 году Coe и Feldman показали, что в мочевом пузыре также, как и в коже, может развиваться иммунная реакция замедленного типа на антигенное раздражение. В 1976 году впервые Morales et al сообщили. об успешном местном применении путем инстилляции БЦЖ при раке мочевого пузыря.

БЦЖ терапия опухоли мочевого пузыря

Бацилла Кальмета-Жерена (Bacillus Calmette-Guirin) - это живой ослабленный возбудитель туберкулеза. БЦЖ используется для проведения вакцинации туберкулеза в детском возрасте. В последние десятилетия БЦЖ активно используется для лечения опухолей мочевого пузыря.

Для чего применяется БЦЖ в онкоурологии

БЦЖ иммунотерапия мочевого пузыря используется в лечении поверхностного переходноклеточного рака мочевого пузыря. Применние этого метода позволяет снизить дальнейшую прогрессию и число рецидивов болезни. В настоящее время это один из самых эффективных методов внутрипузырной терапии.

Как действует БЦЖ

Метод основан на введении живых ослабленных штамов Mycobacterium bovis в мочевой пузырь. Предполагалось, что антитела, вырабатываемые на поверхностные антигены БЦЖ, входят в перекрестную реакцию с антигенами опухолевых клеток. Однако, в дальнейшем эти предположения не подтвердились. Современные исследования показали, что БЦЖ вызывает неспецифическую иммунную реакцию, опосредованную цитокинами.

Какие осложнения могут быть после БЦЖ терапии

Внутрипузырное введение БЦЖ приводит к умеренно выраженной реакции, которая разрешается в течение последующих 24-48 часов. Применение БЦЖ противопоказано при наличии у больного макрогемтурии, так как существует вероятность попадания живых, хоть и ослабленных, возбудителей туберкулеза в кровеное русло.

Как применяют БЦЖ

Как правило БЦЖ вводят один раз в неделю на протяжении 6 недель. При возникновении рецидива проводят повторный курс 6 недельной терапии. Считается, что профилактические трехнедельные инстилляции БЦЖ в мочевой пузырь через каждые 6 месяцев на протяжении 1-3 лет приводят к более стойким результатам и меньшему количеству рецидивов.

Интерфероны и БЦЖ

Альфа или гамма интерферон применяется при лечении больных, у которых применение БЦЖ не позволило избавиться от опухоли. В некоторых случаях используется сочетанное лечение интерферонами и БЦЖ. Особенно актуально применение сочетанной терапии у больных, у которых изначально достигается выраженный терапевтический эффект после БЦЖ, но не завершающийся стойкой ремиссией.