Уретро-влагалищные свищи

Уретро-влагалищные свищи – это редко встречающееся заболевание. Многие урологи ошибочно полагают, что уретровлагалищные свищи схожи с пузырно-влагалищными свищами. Прежде всего, уретро-влагалищные свищи отличаются осложнениями, так как в патологический процесс может быть вовлечен сфинктерный аппарат, обеспечивающий произвольное мочеиспускание. Уретро-влагалищные свищи являются самостоятельным заболеванием, требующим применения специальных методов диагностики и лечения. Следует отметить, что в мировой литературе имеется крайне мало информации по проблеме уретро-влагалищных свищей.

С развитием акушерской помощи урологи все реже сталкиваются с уретро-влагалищными свищами. Большинство таких свищей образуются во время различных гинекологических и урогинекологических операций. Прежде всего к ним относятся операции, выполняемые трансвагинальным доступом - передняя кольпоррафия, гистерэктомия, удаление дивертикулов уретры и парауретральных кист, операции, направленные на коррекцию недержания мочи при напряжении.

Можно считать без преувеличения справедливым мнение крупных урогинекологов о том, что любая операция в половой сфере женщины таит опасность повреждения соседних органов. Риск подобных повреждений увеличивается при изменении нормальных топографо-анатомических отношений между органами.

В Великобритании и США на долю указанных выше операций приходится более 70 % мочеполовых свищей. Среди 233 мочеполовых свищей, описанных Hilton, 156 (66,9%) были обусловлены различными операциями на органах таза, 118 (50.6%) из которых образовались в результате выполненной ранее гистерэктомии.

У жительниц развивающихся стран, в том числе стран Африки, большинство уретро-влагалищных свищей образуются как осложнение длительных родов, протекающих с анатомической или клинической диспропорцией головки плода и таза. В США только 5% свищей образуются по этой причине, тогда как в Нигерии, Индиии Пакистане на долю акушерских свищей приходится 92, 81 и 68% соответственно.

Большинству женщин в развивающихся странах, до сих пор не оказывается полноценная медицинская помощь во время родов. Традиционно раннее для африканских и ряда азиатских стран вступление женщины в брак и следовательно ранние роды во многом предопределяют риск возникновения акушерского свища, так как в этом возрасте родовые пути еще не успевают сформироваться для обеспечения нормальной родовой деятельности.

В настоящий момент не существует точных данных о распространенности акушерских свищей, так как по сей день не проводилось больших популяционных исследований, ставящих своей целью определить границы данной проблемы.

По данным Harrison, среди 22 000 наблюдаемых им женщин, частота встречаемости акушерских свищей составила 0,35%. Учитывая, что большинство женщин из развивающихся стран рожают дома, а не в родильных домах, и, следовательно, статистикой не учитываются, то истинная распространенность вероятнее всего будет значительно выше. Тем не менее, по статистике ООН в странах Африки и Ближнего Востока проживает около 2 миллионов женщин с мочеполовыми свищами, при этом ежегодно выявляется около 100 000 новых случаев.

Повреждение уретры во время родов, типичное для стран Африки, возникает чаще в первом периоде, когда шейка матки еще закрыта, мочевой пузырь растянут, приподнят и прижат головкой плода к лобковым костям. Мочеиспускательный канал, мочевой пузырь, его шейка и область пузырного треугольника, а иногда и тазовые отделы мочеточников оказываются под воздействием длительного давления головки плода, ведущему к некрозу тканей этой зоны.

Эпидемиология акушерских свищей

По мнению А.М. Мажбицаобразование некротических послеродовых свищей мочеиспуска­тельного канала зависит от ряда факторов: плотности костей черепа плода, длительности давления головки на ткани, места давления, состояния самих тканей до родов, наличия много­кратной травматизации родового канала и разрывов шейки матки, а также ее деформации. Несмотря на то, что с момента публикации монографии Мажбица прошло почти 50 лет, книга по-прежнему не утратила своей актуальности для многих африканских странах.

Абсолютно противоположная картина в Европе, США и других развитых странах. Современные стандарты ведения беременности, а также качество акушерского пособия во время родов существенно снизили количество акушерских свищей. Вместе с тем, нынешние тенденции к развитию малоинвазивной хирургии привели к увеличению числа различных операций, выполняемых из влагалищного доступа. Нарушение техники выполнения подобных операций зачастую ведет к травме уретры и образованию уретро-влагалищного свища. Поэтому они должны выполняться в специализированных лечебных учреждения.

Наиболее распространенной причиной образования фистулы является удаление парауретральных кист и дивертикулов уретры. При удалении данных образований хирург нередко оперирует в непосредственной близости от задней стенки мочеиспускательного канала. Слой клетчатки, который находится между влагали­щем и уретрой, очень скуден, особенно в области уретро-везикального сегмента. Поэтому риск повреждения уретры изначально будет довольно высоким.

Кроме того, парауретральные кисты и дивер­тикулы нередко инфицированы. Они могут абсцедировать, спонтанно вскрываться во влагалище, приводя к выраженному перифокальному воспалитель­ному процессу в зоне их локализации, что затрудняет мобилизацию тканей и может также привести к повреждению стенок мочеиспускательного канала.

Одной из причин повреждения уретры в ходе операций, выполняемых из влагалищного доступа, является недостаточный гемостаз, когда формируется гематома между задней стенкой мочеиспускательного канала, с одной стороны, и влагалищной стенкой - с другой. При небольших гематомах они самостоятельно рассасываются или организуются, что в конечном итоге не приводят к осложнениям. Более обширные гематомы могут инфицироваться, что приводит к формированию абсцесса и некроза тканей между влагалищной стенкой и уретрой.

Особняком в данном вопросе стоят различные методы лечения недержания мочи при напряжении. Применение синтетических петель сопряжено с риском развития эрозии уретры. Также эрозия уретры может возникнуть в результате длительного использования катетеров у пациентов с неврологической патологией или находящихся в коматозном состоянии.

Широкое распространение получили инъекции объемообразующих препаратов как в лечении недержания мочи, так и в лечении каловой инконтиненции. Инъекции объемообразующих препаратов в ткани, окружающие мочеиспускательный канал могут приводить к развитию воспаления, некроза и в конечном итоге к формированию уретро-влагалищного свища.

Применение лучевой терапии в лечении злокачественных образований приводит к образованию очень тяжелых постлучевых уретро-влагалищных свищей. Ионизирующее излучение вызывает развитие облитерирующего артериита в артериях мелкого и среднего калибра. В результате развивается атрофия и некроз слизистой оболочки уретры и влагалища. Несмотря на то, что в настоящее время лучевая терапия менее агрессивна, а ее применение в гинекологии ограничено злокачественными новообразованиями, количество ежегодно выявляемых новых случаев не имеет тенденции к снижению.

Редко встречаются в практике онкологические свищи, которые образуются в результате распада злокачественных опухолей, исходящих из половых органов и прорастающих мочевые. Они наблюдаются только при запущенных формах рака.

Свищи также образуются под влиянием различных химических факторов, когда ошибочно в мочевой пузырь или в окружающие его ткани вводят концентрированные растворы кислот, щелочей или другие вещества. Говоря о причинах образования фистул, следует упомянуть и о таких заболеваниях, как туберкулез и брюшной тиф, когда патологический процесс распространяется на мочевые органы. Равным образом гнойный сальпингоофорит и параметрит могут вызвать деструкцию стенки мочевого пузыря и длительное время поддерживать пиурию. И наконец, причиной могут быть огнестрельные ранения, автомобильная, железнодорожная, производственная и бытовая травмы.