Главная : : Заболевания : : Роботическая хирургия : : Валидизация системы da Vinci

Валидизация системы da Vinci

Валидизация системы da Vinci была начата кардиохирургами. В 1999 году было опубликовано первое сообщение об успешном выполнении аорто-коронарного шунтирования при помощи хирургической системы da Vinci. Огромную работу выполнила группа ученых из Лейпцига (Leipzig group), результатом которой стала публикация цело ряда сообщений об успешном выполнении различных кардиохирургических вмешательств, в т.ч. и на «включенном» сердце.

В феврале 2002 года кардиохирурги из Columbia Presbyterian Medical Center сообщили о первом в США проведении аорто-коронарного шунтирования с использованием системы da Vinci. Сложная, но малоинвазивная операция была проведена через три небольших разреза (8-15 мм) грудной клетки для введения двух манипуляторов и эндоскопа. В ноябре 2002 года на сессии American Heart Association были представлены результаты 15 операций по устранению врожденного дефекта межпредсердной перегородки, проведенных в той же клинике, что положило начало открытой роботохирургии сердца без "вскрытия" грудной клетки.

Примерно в то же время был опубликован целый ряд работ об успешном применении роботической системы в абдоминальной хирургии. Уже в 1997 году была успешно выполнена первая лапароскопическая холецистэктомия с использованием прототипа системы da Vinci. Немногим позже ряд авторов сообщили об успешном выполнении целого ряда хирургических вмешательств. В 2001 году было опубликовано сообщение о наличии технической возможности и безопасности выполнения радикальной простатэктомии с помощью хирургической роботической системы da Vinci.

Роботохирургия продолжает стремительно развиваться, завоевывая все большее и большее количество направлений в медицине. Стала реальностью так называемая трансконтинентальная телероботохирургия. В 2001 году хирурги успешно удалили желчный пузырь с помощью дистанционно управляемой роботической системы, установленной в одном из госпиталей Франции, находясь от пациентки на расстоянии 7000 км в Нью-Йорке. Современные средства связи обеспечили передачу сигналов в обоих направлениях (от видеокамеры лапараскопа к хирургу и обратно - от станции управления к роботу) по трансатлантическому волоконно-оптическому кабелю. Задержка сигнала составляла менее 200 мсек (безопасно допустимое отставание сигнала составляет около 300 мсек).

В настоящее время активно развивается трансоральная роботическая хирургия, хирургия головы и шеи, гинекологическая роботическая хирургия. Уже в 2008 году 80% всех радикальных простатэктомий в США выполнены при помощи робота Да Винчи (по данным сайта www.intuitivesurgical.com только в США за год было выполнено 72 тыс. роботических радикальных простатэктомий). К 2012 году данный показатель составил составил 95%. К 2012 году имеет место более чем 4000 публикаций, посвященных роботической хирургии, более 3000 систем da Vinci инсталлированы в более чем 1500 медицинских учреждениях по всему миру. В 2011 году выполнено 278000 роботических операций по всему миру, наиболее популярной из которых являются роботическая радикальная простатэктомия.

Урология - одна из наиболее динамично развивающихся областей медицины. Урологические заболевания - серьезная социальная, медицинская и экономическая проблема, которая имеет большое общегосударственное значение. Это связано с повсеместной распространенностью указанной патологии, тенденции роста заболеваемости, инвалидизации и смертности.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области качества оказания урологической помощи населению указывает на серьезные негативные тенденции, приводящие к росту смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте, снижению качества жизни больных. Высокий уровень первичной инвалидизации населения вследствие урологических заболеваний среди лиц трудоспособного возраста, свидетельствует о высокой социальной значимости проблемы.

Основной причиной инвалидизации являются злокачественные новообразования, удельный вес которых в структуре общей заболеваемости прогрессивно увеличивается во всем мире. Так, на сегодня рискуют заболеть раком простаты около 30% мужчин. Следует подчеркнуть, что столь высокий уровень онкоурологической заболеваемости является общемировой тенденцией. Несмотря на распространение новых малоинвазивных технологий и методик лечения маловероятно, что хирургическое удаление простаты как метод выбора для большинства пациентов с раком простаты будет чем-либо заменен в ближайшем будущем. Действительно, только удаление опухоли позволяет полностью избавиться от рака в медицинском и, что немаловажно, психологическом плане.

В течение нескольких последних лет роботизированная или, как ее называют, робот-ассистированная операция, стала серьезной альтернативой открытому вмешательству для многих пациентов, подлежащих радикальной простатэктомии.